ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКА [С] В ИЗОЛИРОВАННОМ ЗВУЧАНИИ

 

Игровые упражнения

«Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода течет по камешкам», «Свистит ветер в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком».

Автоматизация звука [с] в слогах

 

ЗАНЯТИЕ 1

Автоматизация звука [с] в прямых слогах

Развитие артикуляционной моторики

Повторить упражнения, приведенные выше:

1) просовывание распластанного языка между зубами;

2) язык лежит на «донышке»;

3) язык «желобком»;

4) губы в улыбке.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движе-нием пальцев рук.

Игровые задания

«Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу».

Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги: са-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)

Анализ и синтез слогов

— Какой первый звук в слоге са? Какой второй звук? Сколько звуков в слоге са?

— Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился?

— Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?

Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

Ознакомление с буквой с

 

ЗАНЯТИЕ 2

Автоматизация звука [с] в обратных слогах

Развитие артикуляционной моторики

Губы в улыбке.

Язык «желобком» снаружи рта неподвижен, а губы то широко раскрываются, то касаются «желобка».

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера речевого нарушения.

Работа над голосом

Произнесение слогов ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

Запоминание и воспроизведение слоговых рядов: ис-ыс-ас, ыс-ис-ас, ис-ыс-ас-ус, ыс-ис-ас-ус.

— Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

— Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

Анализ и синтез обратных слогов

— Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

— Какой первый звук в слоге ыс? Какой второй звук?

— Назови второй звук в слоге ос?

Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки.

Развитие фонематического восприятия

Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [з], [ш], [т], [ц], [ч].

Игра «Ботаническое лото». Найди только овощи. Найди фрукты. По-ложи в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук [с].

Назови пропущенный слог в словах как...(тус), ана...(нас).

 

ЗАНЯТИЕ 3

Автоматизация звука [с] в слогах (интервокальное положение)

Развитие артикуляционной моторики

Губы в улыбке.

Язык «желобком» внутри рта.

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

«Лиса учит лисят говорить». Произнесение слоговых сочетаний ысы-ысы-ысы, аса-аса-аса, уса-уса-уса, исы-исы-исы, осо-осо-осо, асу-асу-асу, осы-исы-асы от имени Лисы и лисят (высоким и низким голосом со сменой интонации).

Развитие фонематического восприятия

— Назови место звука в слоге. Называются слоги са, ас, аса. Где слышится звук [с] в словах лиса, слон, Барбос!

Чтение слогов са, со, сы

Развитие слуховой памяти и внимания

Выполнение поручений. Встань со стула, подойди к столу и возьми лису.

Выполнение инструкций из 2—3-х действий.

— Возьми ослика, поставь его на стул и сядь за стол. Возьми лису, поставь ее между слоном и собачкой; подойди к стульчику, а потом сядь.

 

ЗАНЯТИЕ 4

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Произнесение слоговых сочетаний с движением рук: сту-сту-сту (шагаем по ступенькам); ста-ста-ста (ставим стаканы на стол).

Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией: сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно). Ты почему такой сердитый? Ста-сто-сту-сты (ласково). Давай помиримся.

Развитие фонематического восприятия

— Найди картинки, в названии которых есть звук [с], и положи их к букве с.

Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [з]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

Чтение слогов ус, су, ос, со

 

ЗАНЯТИЕ 5

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Координация дыхания, артикуляции и фонации.

 

Игровое упражнение

 

«Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги:

сма-сма-сма-сма;    сму-сма-смы;

смы-смы-смы-смы;   сна-сно;

смо-смо-смо-смо;    сну-сны;

сму-сму-сму-сму;    сну-сны-сна;

сма-смо-сму;    сва-сво-сву-свы.

(Дети рисуют пальчиками волны.)

 

Развитие фонематического восприятия

 

Игра с мячом.

— Лови мяч, если услышишь в слове звук [с].

— Найди картинки, в названии которых есть звук [с]; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ц]. Есть ли звук [с] в слове цапля? Есть ли звук [с] в слове сова?

Педагог/родитель  называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

 

ЗАНЯТИЕ 6

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной моторики

Работа над голосом и мимикой

Игровое задание «Разговор Носорога со Слоном»:

— Сфа-сфо; сфу-сфы. (удивленно)

— Сла-сло; слу-слы. (с опасением)

— Сла-сло-слу; сба-сбо-сбу-сбы. (печально)

— Спа-спо; спу-спы-спа! (радостно)

— Асма-аста; аспа-асфа. (разочарованно)

Развитие фонематического восприятия

— Есть ли звук [с] в слове шапка? Есть ли звук [с] в слове носки? Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш], к букве с — картинки со звуком [с].

Педагог/родитель произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки. Определение позиции звука [с] в словах слон, носорог, ласка.

Чтение слогов

Задания, используемые на этапах автоматизации звука [с] в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ СО СЛОГАМИ СА-СЫ-СО-СУ

Произнеси слова правильно(следить,чтобы кончик языка был за нижними передними резцами)

Сад, сам, сама, сами, сани, сабля, сачок, сахар, салют, сазан, сайгак, сапоги, салат, салатник, салатница, салфетка, самовар, сарафан, сардина, сарделька, самолет, садовник, садовод, сандалии, саженец, саквояж, саксаул, косы, весы, часы.

Сын, сыр, сырок.

Сом, сон, Соня, сова, сорока, соловей.

Суп, сумка, сухарик, сушка.

 

Задания

Найди слово в слове.

Самосвал (сам, вал, сом, мало, сало), косатка (коса, оса), чистик (чист, кит, тик).

Какой звук исчез из слова? Санки, сани. Дополни к слогам слово сок.

ле

пе

ку  сок 

ча

поя

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ СО ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ АС-ОС-УС-ЫС-ИС

Произнеси слова правильно

Квас, аист, кокос, фикус, фокус, кактус, класс, абрикос, ананас, пыле-сос, космос, крокус, кумыс.

Задания

Измени звук в слове.

Сок — сор — сом; воз — нос; роса — коса — косы — росы.

Найди одинаковые предметы (контурные и цветные изображения). Рисунок 1. (См. цв. вклейку.) Аист, пылесос, листок, кокос.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ СО ЗВУКОСОЧЕТАНИЕМ СТ И СЛОГАМИ СТА-СТО-СТУ-СТЫ

Произнеси слова правильно

Мост, пост, наст, шест, лист, хвост, хворост, помост, насест.

Стая, статуя, статуэтка, стакан, стамеска, станок, ставни.

Ступа, ступня, стужа, студеный, ступеньки.

Стыд, стык, стыковка, стычка.

Задания

Придумай семь слов, которые начинаются со слога сто-.

Сто...(л), сто...(й), сто...(п), сто...(г), сто...(н), сто...(лб), сто...(лешница).

Замени один звук (одну букву).

Сто — стол — стой — стоп — стог — стон — стол — столб.

Стук — стул — стол — стал — сталь.

Тук — сук — стук — сток.

Писк — поиск.

Что общего между словами сосна, насос, пылесос, свисток, свист, свистулька? (В них два звука [с].)

Подбери слова-перевертыши. Сосна — насос.

Подбери к слову пару.

Сено — стог, лиса — хвост, лестница — ступеньки, нога — ступня, слойка — тесто, капуста — лист.

Ребус.  Барс, аист, рысь, скунс, утконос, кот. (Барсук.)

Назови птиц и животных. Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ СО СЛОГАМИ СКА-СКУ-СКО

Произнеси слова правильно

Скала, сказка, скалка, скамейка, скакалка, скатерть, скафандр, сканер, батискаф.

Скорпион, скобка, осколок, скорость.

Задания

Найди слова-рифмы. Скалка — скакалка.

Что означают слова скука, скупец?

Из каких слов состоит слово скороход?

Название какого цветка прячется в слове скорпион?

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Подбери пару.

Сосновый ... (лес), пустой ... (стакан), сладкий ... (сахар), высокий ... (сугроб), густая ... (сметана), кислая ... (слива), вкусный ... (абрикос), смелый ... (солдат), ясное ... (солнышко), мясной... (суп), чудесный ... (голос), трескучий ... (мороз), густые ... (волосы), смешная ... (маска), чистый ... (стакан), чистая ... (посуда), чистые ... (носки), сухой ... (песок), сухая ... (сковорода), сухие ... (сапоги), сочная ... (листва).

Автоматизация звука [с] в предложениях и связной речи

 

Предложения из двух слов

Составь предложения из двух слов.

Стол   стоит

Сапоги  стоят

Сова   спит

Капуста  хрустит

Собака  кусается

Киска  спит

Суп   остыл

 

Предложения из трех слов

Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолет летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

Придумай предложения со словами пес, слон, сорока, санки.

Если бы ты был художником, что смог нарисовать со звуком [с]?

 

Предложения из четырех-пяти слов

Дополни предложения.

В стакан налили ... (сок). Возле куста стоит ... (скамейка). На столе остывает... (суп). Над лесом летит ... (самолет). По ступенькам тихонько спускается ... (старушка). На суку сидит ... (сова). ... (Абрикосы, сливы и персики) имеют косточки. Самолет летит над густым сосновым... (лесом). Самолет летит над... (пустыней). Самолет летит над... (саванной).

Предложения с союзами а, и

Саня выловил сома, а Слава — только водоросли. Капуста не только вкусна, но и полезна. Соня села на скамейку и стала смотреть на небосвод. Слава встал со скамейки и пошел по тропинке.

«Учимся размышлять»

Назови лишнее слово в предложении.

В саду выросли, посадили высокие деревья. По рельсам едет, стоит поезд. Фасоль и чеснок растут, собирают на грядке.

Чем отличаются предметы? 

Часы со стрелками и без стрелок. Автобус с колесами и без колес. Сапоги с носками и без носков. Стул со спинкой и без спинки. Сом с усами и без усов. Лиса с хвостом и без хвоста. Сова с глазами и без глаз.

     Аналогично автоматизируются  остальные звуки(з,к,г,ш,ж,щ,ч,ль,л,р,рь),важно соблюдать порядок автоматизации:слог-слово-предложение-текст-связная речь.Нельзя требовать от ребёнка правильного произношения звука в речи,если он  научился звук произносить изолированно.Автоматизацию звука в словах  для детей  дошкольного возраста  необходимо подкреплять наглядным материалом(картинками, предметами).

Будьте  внимательны к своему малышу и у вас обязательно всё получится.

Дополнительный материал для автоматизации звуков

№ 1 Звук Ш

1.       Слоги: ша-шо-шу-ши,  шо-шу-ша-ши,  ши-шо-шу-ша.

2.       Слова: шапка, шаль, шахматы, шайба, шахта, шашки, шалаш, шов, шелк, шоколад, шофер, шепот, шорох, шина, шить, шинель, шило, широкий, шипы, шиповник, ширма, шуба, шум, шумно, Шура, шутка, Маша, Даша, наша, каша, мышата, ушанка, уши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, большой, петушок, мишутка, мишень, ошейник, младший, тишина.

3.       Запомни и повтори: шапка-шуба-шиповник-шёпот.

4.       Заучивание скороговорок:

Тише, мыши, тише, мыши, кот сидит и еле дышит.

Вылезла из норки мышка, на неё упала шишка.

5.       Нахождение слов со звуком «Ш» в скороговорках.

 

 

№ 2 Звук Ш

1.       Слоги: аш-ош-уш-ыш,  ыш-ош-аш-уш,  уш-ыш-аш-ош.

2.       Слова: ваш, наш, карандаш, душ, ландыш, малыш, мышь, камыш, голыш, башня, рубашка, букашка, лошадь, галоши, полушубок, лапша, хлопушка, башмаки, камешек, горошек, дорожка, верхушка, кормушка, промокашка, варежки, хорошо, вишня, пушинка, донышко, пятнышко, детёныши, парнишка, лепёшка.

3.       Повторяем:

Я иду и ты … (идешь),

Я пою и ты … (поешь),

Я веду и ты … (ведешь),

Я даю и ты … (даешь),

Я ем и ты … (ешь),

Я несу и ты … (несешь).

4.       Счет 1-6 – карандаш, башмак, горошина, варежка.(один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей, шесть карандашей)

5.       Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они) в наст. врем.:

Шить шапку для кошки в окошке. (Я шью шапку для кошки в окошке. Ты шьёшь шапку для кошки в окошке. и т.п.)

№ 3 Звук Ш

1.       Слоги: шка-шко-шку-шкы,  шпа-шпо-шпу-шпы,  кша-кшо-кшу,  пша-пшо-пшу-пши,  акш-окш-укш-ыкш,  ашп-ошп-ушп-ышп.

2.       Слова: шкуры, шпоры, шпики, шторы, штопка, шлица, штык, штука, шпала, шланг, школа, шкаф, шляпа, шпага, шлюз, штаны, шампунь, шампиньон, мартышка, ладошка, вермишель, украшение, приглашение, штопор, штепсель.

3.       Заучивание скороговорок о мышках:

Мышонку шепчет мышь: - Ты все шумишь, шумишь.

                        Мышонок шепчет мыши: - Шуметь я буду тише.

4.       Выделение из этих скороговорок слов на «Ш».

5.       Родственные слова: мышь – мышка, мышонок, мышата, мышиный, мышастик.

6.       Счет 1-6 – мышь, мышка, мышонок.

7.       Спряжение (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они) в наст. врем.:

                        Дышать в ушко кошке Машке.

 

№ 4 Звук Ш

  1. Словосочетания: наша школа, швейная машинка, шумный шалун, шелковая шаль, душистый шампунь, шумят камыши, пышная плюшка, наша бабушка, катушка шелка, шины для машины, большой шмель, пшенная каша, поношенная шляпа, дешевые книжки, шьешь мешок, идешь пешком, покупаешь шашки.
  2. Заучивание скороговорки о мишке:

Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.

                        У плюшевого мишки новые штанишки.

     3. Счет 1-6– плюшевый мишка, пушистая кошка.

     4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они) в наст. врем.:

                        Шить штанишки плюшевому мишке.

                        Штопать штанишки плюшевому мишке.

                 5. Подбор предметов к признакам:

                        плюшевый                  плюшевая                   плюшевое

                        пушистый                   пушистая                    пушистое       

№ 5 Звук Ш

1.       Игра «У кого кто?», «Кто с кем?» со словами:  мышка, лягушка, кукушка.

2.       Родственные слова: кукушка – кукушонок, кукушата. Лягушка – …, мышка – ….

3.       Заучивание чистоговорки:

Кукушка кукушонку шьет новый капюшон.

Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

4.       Выделение слов со звуком «Ш» из чистоговорки, деление слов на слоги: 1 слог – шьёт; 2 слога – смешон; 3 слога – кукушка, капюшон; 4 слога – кукушонок, капюшоне.

№ 6 Звук Ш

1.       Упражнение в употреблении уменьшительно - ласкательных   суффиксов  –    игра «Назови ласково»: воля – волюшка, доля – долюшка, дума – думушка, кума – кумушка, зима – зимушка, камень – камешек, солнце – солнышко, хлеб – хлебушек, изба – избушка, хозяйка – хозяюшка, штаны – штанишки, мать – матушка, тётя – тётушка, дядя - дядюшка.

2.       Заучивание рассказа «Кошка и мышка»:

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

3.       Произнести последнее слово в предложении: Я иду, и ты ИДЕШЬ. Я пою, и ты ПОЕШЬ. Я несу, и ты НЕСЕШЬ. Я беру, и ты БЕРЕШЬ. Я веду, и ты ВЕДЕШЬ.

№ 7 Звук Ш

                        Предложения:

            У Миши машина и пушка.                    У шиповника шипы.

            Паша катает Мишу на машине.          Даша пишет букву «Ш».

            Наташа вышивает подушку.               Бабушка вышивает подушку.

            В шкафу шашки и шахматы.               Малыши шагают в школу.

            Мышка убегает от кошки.                   Кошка лежит на подушке.

            Маша нашла шишку.                             Миша нашел ромашку.

            Алеша надел шубу и шапку.                Алеша нашел шампиньон.

            Школьники подошли к школе.            Маша пришила вешалку к шубе

            Швея шьёт на швейной машине.        Наташа и Паша ушли в кино.

            Маша шьет шубу и шапку кукле.        У бабушки шелковая шаль.

 

            Дедушка покупает Алеше шашки.      У кошки ушки на  макушке.

 

№8  Звук Ш 

                        Маша нашему малышке шила новые штанишки.

                        На малышкиной рубашке шелком вышила кармашки.

                        Наш Мишутка так хорош – краше Миши не найдёшь!

                        Он шагает по дорожке в новой машиной одёжке.

            Ёршик плавает в воде, ёжик ходит по земле.

            Кто до них дотронется – иголками уколется.

 

            Да, защита хороша у ёжа и у ерша.

**************************************************************************************************************************************************

№ 1 Звук Ж

  1. Слоги: жа-жо-жу-жи,  жи-жо-жу-жа,  жу-жа-жо-жи.
  2. Слова: жаба, жаль, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, жёлудь, жёлтый, жёлоб, Жора, жук, Женя, жить, жир, жить, жила, жидкий, кожа, лужа, лежать, ножи, флажок, снежок, ежи, ужи, лыжи, бежать, пижама, урожай, лежать, пожар, бережок, крыжовник, абажур, тужурка, этажерка, наживка, уважение, пружина, ужин, прохожий, дружить, кружева.
  3. Родственные слова: Уж – ужонок, ужата, ужиха, ужиный. Ёж – ежонок, ежиха, ежата, ёжик, ежиный, ежевика.
  4. Счет 1-6 – жаба, этажерка, пижама, лыжи.
  5. Договаривание предложений (добавляется словосочетание «ежиха с ежатами» в разных падежах): Женя побежал к лесу и увидел….

Он подбежал поближе к …. От Жени убежали в глубь леса…. Женя обежал всю опушку и не нашёл …. Женя очень жалел, что не может показать, где живут ….

 

№ 2 Звук Ж

1.       Слова: важный, каждый, бумажный, багажный, монтажный, можно, дождик, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружба, булыжник, нижний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, вежливый, оранжевый, осторожно.

2.       Заучивание скороговорок:

Ель на ёжика похожа, ель в иголках, ёжик – тоже.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу! Я живу – не тужу.

Я на ветке сижу и жужжу, жужжу, жужжу!»

               Жук упал и встать не может, ждёт он кто ему поможет.

   Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух.

               3. Выделение слов на звук «Ж» из скороговорок.

             4. Спряжение в настоящ. врем.(Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Слушать жужжание жука. Бежать за жужжащим жуком.

             5. Счет 1-6 со словосочетанием «жужжащий жук».

 

№ 3 Звук Ж

  1. Словосочетания: желтая кожа, кожаные вожжи, дюжина ежей, Женина пижама, нижние этажи, желе из ежевики, жидкое мороженое, живущие ежи, жужжащий жук, лежащие ужи.
  2. Заучивание скороговорки:

Дождик, дождик, не дожди. Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому дедушке седому.

Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.

  1. Выделение слов на звук «Ж» из скороговорок.
  2. Спряжение в будущем врем. (Я, Ты, Мы, Вы. Он, Она, Они): Подождать дождика.

№ 4 Звук Ж

Скороговорки:

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

            У Мефодия – режим, он режимом одержим.

Дедушка Ежок, не ходи на бережок.

Там растаял снежок. Заливает лужок.

            Мой бумажный журавленок, в синем небе не шали.

            Чтоб тебя, мой журавленок, не прогнали журавли.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Над Жорой жук, жужжа кружит, от страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит? Совсем не страшно жук жужжит.

            Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

 

№ 5 Звук Ж

            Стихи: Ежели вы жили возле ежевичника,

                                    И ежели вы жили возле земляничника.

                                    И ежели вы времени на лес не пожалели –

                                    То, значит преотличное варенье ежевичное,

                                    Варенье земляничное вы ежедневно ели.

                        Желтое солнышко, желтые листья,

                        Желтые склоны, желтые листья.

                        Желтые травы, желтые нивы,

                        Желтые груши, желтые сливы

                        В желтом саду ударяются оземь…

                        Желтая осень, желтая осень.

*********************************************************************************************************

№ 1 Звук Л

  1. Слоги и слова (проговаривать по 3-5 раз):

         ал           бал      вал      мал      пал      зал

         ол           бол      вол      мол     пол      зол

         ул           бул      вул      мул     пул      зул

         ыл          был      выл      мыл     пыл     зыл

         ил           бил      вил      мил     пил      зил

         ел           бел      вел      мел      пел      зел

         ял           бял      вял      мял      пял      зял

2.Отработка произношения слов перед зеркалом: стул, Павел, забыл, пенал, упал, пол.

3.Чистоговорки:

   Ал-ал-ал – пенал на пол упал, ол-ол-ол – пенал упал на пол.

   Ул-ул-ул – пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.

4.Игра «1-2-5» со словами: пенал, стул, зал.

№ 2 Звук Л

  1. Слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.
  2. Игры «Эхо» (имен. пад. множ. числа) с перечисленными выше словами: палка – палки, булка - ….
  3. Счет 1-6 со словами (см. выше).
  4. Чистоговорки:

Ал-ал-ал – Павел днем не спал, ул-ул-ул – Павел сел на стул.

Ол-ол-ол – Павел видел футбол, ил-ил-ил – Павел гол забил.

  1. Выделение слов со звуком «Л» из скороговорок.
  2. Стихотворение «Скакалка»

Очень любит Галка веселую скакалку,

Скок да скок! Галке не жалко ног.

А бывает жалко веселую скакалку.

 – Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка.

 

№ 3 Звук Л

1. Слоги и слова( проговаривать по 3-5раз)

         ла                       лаз                  лак                  лапа                лампа  лавка

         ло                       лоб                  лом                 лось                лодка              ложка

         лу                       лук                  луч                  лужа                Луша              луковица

         лы                      лыко               лыжи               лыжник          

         2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь,малыш, улыбка.

3. Чистоговорки:             

ла-ла-ла-ла – наша девочка мала

лы-лы-лы – подмети полы

 

№ 4 Звук Л

1.Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.

2.Запомни и назови: халат, лось, одеяло, лошадь, лодка.

3.Счет 1-6– одеяло, акула, лошадь, малыш.

4.Учим:

Зима.

                        Все бело, бело, бело.

                        Много снегу намело.

                        Вот веселые деньки!

            Все – на лыжи и коньки!

5.Выделение слов со звуком «Л».

6.Подбор родственных слов: лыжи – лыжник, лыжница, лыжня, лыжный.

 

№ 5 Звук Л

1.Слова: палатка, болото, голуби, молоток, булавка, салат, золото, молоко, Володя, чучело, пилот, колос, улов, потолок, колодец, тулуп, получка, наволочка, малыш, солдат, халва, седло, метла, шоколад, масло, водолаз, хлоп.

2.Счет 1-6 калоши, наволочка, малыш, водолаз.

3.Слова на «Л» из скороговорки, деление их на слоги (игра «Телеграф»): 1слог – мел; 2слога – белка, …; 3слога – зашептал.

 

№ 6 Звук Л

1. Учим:

   Белый снег,        белый мел,

   Белый заяц тоже бел.

   А вот белка не бела,

   Б елой даже не была.

                              2.Учим:

                              Заяц белый, заяц белый,

                              Ты куда за лыком бегал?

                              Заяц белый зашептал:

                              – Я не бегал, я скакал!

7 Звук Л

  1. Слоги: кла-кло-клу-клы,  акл-окл-укл-ыкл,  лка-лко-лку-лкы, алк-олк-улк-ылк.
  2. Слова: Клава, класс, кладовка, класть, клад, клавиши, клуб, клумба, клубника, клок, клоун, свекла, Клаша, клуша, Фекла, закладка, клык.
  3.  Игры с этими словами – «Телеграф»(деление слов на слоги),     «Запомни и повтори»(4-5 слов), «Счет 1-10» - клубника, клоун, клавиши.

4.  Составление и проговаривание предложений по данному образцу   (с притяжательным прилагательным «Клавин»): Это Клавин класс.  Это Клавина клумба. Это Клавино мыло.

5. Спряжение в будущ. и прош. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она,  Они): Полоть гладиолусы на клумбе. Класть лук на полку.(в настоящ. врем.).

6. Заучивание скороговорки: Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

 

№ 8 Звук Л

  1. Слоги: сла-сло-слу-слы,  асл-осл-уол-ысл,  лсо-лсу-лса-лсы,  алс-олс-улс-ылс,  зла-зло-злу-злы.
  2. Слова: слон, слонёнок, слониха, слоник, слоновый, слоновник, слово, слоги, слух, случать, заслуга, слышать, Слава, сладкий, слабый, послать, злой, злоба, узлы.
  3. Выделение и проговаривание родственных слов.
  4. Счет 1-6 – слон, слониха, слоненок, слоник.
  5. Заучивание серии стихов о слонах:

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

            Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.

Спит в углу моя слониха, двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.

№ 9 Звук Л

1.Слоги: гла-гло-глу-глы,  абл-обл-убл-ыбл,  лпа-лпо-лпу-лпы,  алф-олф-улф-ылф.

2.Слова: платье, платок, плакат, платан, пластик, пластилин, пластмасса, плавать, пловец, заплатка, плов, плохо, пломба, плов, плыть, каблук, блокнот, хлопать, хлыст, флаг, флакон, флот, флотилия, флоксы, глаза, гладиолусы, гладкий, гладить, глупый, глубокий.

3.Подбор предметов к признакам, проговаривание полученных словосочетаний: Голубой, -ая, ое. Белый, -ая, -ое. Глупый, -ая, -ое. Пластмассовый,  - ая, -ое. Глубокий, - ая, ое.

 

4.Спряжение в прошедшем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Заблудиться в глухом лесу. Полоскать голубое платье в холодной воде. Полоскать белый халат в холодной воде.

 

 ********************************************************************************************************

№ 1 Звук ЛЬ

  1. Слова: липа, лимон, лиса, лицо, лист, лето, лебедь, лес, лев, лейка, лента, лесник, лепёшка, лестница, люди, люк, малина, качели, телега, колесо, колено, полено, олень, палец, улей, балет, тюлень, билет, котлеты, валенки, василек, теленок, самолет, поляна.
  2.  Образование полных имен: Толя – Анатолий, Лена – Елена, Илюша – Илья, Леша – Алексей, Леня – Леонид, Люба – Любовь, Лида – Лидия, Валя – Валентина, Галя – Галина, Лева – Лев, Люда – Людмила, Аля – Алевтина, Оля – Ольга.
  3. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Лепить оленя. Поливать лилии. Клевать клюкву.
  4. Счет от  1  до 6 – телега, тюлень, теленок, колесо.

 

№ 2 Звук ЛЬ

  1. Слова: пыль, ель, мель, шаль, сталь, даль, моль, боль, ковыль, бутыль, фасоль, соболь, кольцо, пальто, пальма, мальчик, ельник, плеть, клен, клей, след, блеск, клещи, плечи, клетка, слепой, клюв, ключ, слюда, клюква, плита, слива, глина, шляпа, фляга, туфли, вафли, калитка.
  2. Запомни и повтори: липа – ель- тополь- клен.
  3. Подбор названий деревьев и кустарников со звуком»ЛЬ»: тополь, липа, клен, калина, малина.
  4. Словообразование относительных прилагательных от названий деревьев и кустарников: Аллея (какая?) кленовая, липовая, калиновая, тополиная. Лист (какой?) кленовый, липовый,  калиновый, тополиный. Полено (какое?) кленовое, липовое, калиновое, тополиное. От названий ягод: «Какой компот?» - из малины, из калины, из клюквы.

 

№ 3 Звук ЛЬ

  1. Слова: улица, поле, цыплята, козлята, коляска, пилюли, малютка, спальня, мельница, сливки, хлеб, хлев, капля, сабля, пляска, белье, колья, Ольга, шпилька, сильный, будильник, сельдь, умельцы, мотылек, кошелек, салют.
  2. Спряжение в настоящем времени (Я, Мы, Вы, Ты, Он, Она, Они): Лепить из пластилина. Любить лимонад.
  3. Родственные слова: белка – бельчонок, беличий, бельчата, белочка.
  4. Притяжательные прилагательные: лиса – лисий хвост, лисья морда, белка - … , волк - … .
  5. Назвать детенышей животных: У льва – львята, у лисы - … , у лягушки - … , у лебедя - … , у тюленя - … , у косули - … .

№ 4 Звук ЛЬ

1. Запомнить стишки, назвать родственные слова: 

Слов «ленивый», «лень», «лентяй» никогда не забывай.

 Только лень свою забудь и лентяем ты не будь.

            Лиска, лисонька, лиса! Ты в каких живешь лесах?

            Лисий хвост замел следы. Где лисичка? Видел ты?

Белый, беленький, белить – маляром хочу я быть.

 От побелки и покраски станут домики как в сказке.

2. Скороговорки:

            Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

                        Коля колет колья.

            Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

                        Неделю Емеле прясть короб кудели.

                        А Емелиной дочке прясть одну ночку.

 

№ 5 Звук ЛЬ

Воду лили, лили, лили, поливали. Ляленьку купали.

            Самолет, самолет, он готов уже в полет,

            Полетит он над полями, полетит он над лесами.

Эти вишни, эти слива сами мы сажали,

Эти кустики малины сами поливали.

            Летели две птички, собой невелички.

            Как они летели, все люди глядели.

            Как они садились, все люди дивились.

            Сели, посидели, взвились, полетели,

            Песенки запели.

Листья сыплются дождем, под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Все летит. Должно быть это улетает наше лето.

 

Листопад, листопад, опустел и лес, и сад.

*********************************************************************************************************

№1 Звук Р

1.       Слоги:  тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.

тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру

тро-тры           тру-тры          тру-тро тры-тро

2.       Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трусики, трудный.

3.       Игра «1-2-5» (согласование числит. с существ) со словами: трубка, трубка, трап.

№2 Звук Р

1.       Слоги:  тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.

тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру

тро-тры           тру-тры          тру-тро тры-тро  

2.       Слова (с ударением на слоге): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка, пе-трушка.

3.       Игра «Запомни-повтори».

Травка, матрос, труд, патрон. 

4.       Повтори: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.

№3 Звук Р

1.       Слоги:  тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.

тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру

тро-тры           тру-тры          тру-тро тры-тро

2.       Слова (без ударения на слоге): тр-а-ва, тр-ам-вай, трамплин, траншея, тропа, утро, труба, трусы, гетры, метры, хитрый, утро, театры, отруби, отрывать. 

3.       Счет 1-6: труба, трамвай.

№3 Звук Р

1.       Слоги:  тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.

тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру

тро-тры           тру-тры          тру-тро тры-тро

2.         Слова (без ударения на слоге): тр-а-ва, тр-ам-вай, трамплин, траншея, тропа, утро, труба, трусы, гетры, метры, хитрый, утро, театры, отруби, отрывать.

              3.         Счет 1-10: труба, трамвай  (одна труба,две трубы,три трубы…..пять  труб,……..десять  труб)

№4 Звук Р

1.       Слова: завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроем, быстро, струна, струя, стружка, острый, пестрый, центры, костры, министры.

 

2.       Проговаривание предложений: У Петра много друзей. На траве не видно тропки. В трамвае сидят трое. У метро кинотеатр для детей. Трофим несет ведро с водой.

 

3.       Игра «Запомни повтори»:  завтрак, строка, хитрый, быстро.

 

№5 Звук Р

            1. Слоги: а-а-тр-р-р, о-о-тр-р-р, у-у-тр-р, ы-ы-тр-р, я-я-тр-р, ё-ё-тр-р,

и-и-тр-р, е-е-тр-р.

            атр-отр-утр                 отр-ытр-утр    ятр-ётр-ютр

            итр-етр-ятр                 ытр-атр-отр    етр-итр-ютр

2.Слова (с обратными слогами тр): те-атр-р, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр. 

3.Слова )с прямыми слогами тр): др-ап, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, вёдра, пудра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кедры, щедрый.

4. Проговаривание предложений: Завтра мы идем в театр. Трамвай везет нас в центр.

№6 Звук Р

1.       Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-

ар-ор-ур                           ыр-ур-ор                     ер-ир-юр

ар-яр-ор                            ыр-ир-яр                     ер-ор-юр 

2.       Слова (с ударением на слоге):

ар        вар       дар      жар      пар      шар     парк     март    комар  пожар   самовар

ор        бор      сор      хор      двор    корм    морж   торт   горка  форма   тормоз

ур        бур      шнур   бурный   куртка  шкурка  дежурный  Мурка  абажур

ыр       сыр      дырка  фыркать  Таймыр

яр        ярко     ярче    доярка

ёр        ёрш     бобёр    актёр  ковёр  боксёр  шофёр  костёр  чёрный  пятёрка

юр       юрта    юркий

ер        верх     верба   верно  мерка  шерсть  первый  персик  офицер

ир        мир      пир тир  кефир  мундир  командир  пассажир

№7 Звук Р

1. Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-

ар-ор-ур                           ыр-ур-ор                     ер-ир-юр

ар-яр-ор                            ыр-ир-яр                     ер-ор-юр

 

2.Слова : арбуз, артист, повар, сахар, барсук, карман, огурцы, шнурки, кирпич, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, чердак, чернила.

3.       Проговаривание предложений: Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир.

4.       Запомни и повтори: - Егор, Егор, укажи свой двор!

- А вон мой двор, голубой забор.

№8 Звук Р

1.       Слоги:  р-р-ра, р-р-ро, р-р-ру, р-р-ры

ра-ро-ру                      ро-ры-ру                     ру-ры-ра

ра-ру-ро                      ры-ро-ра                     ру-ра-ро 

            2. Слова:

ра        рак       ура      гора     дыра    жара    нора    детвора гараж жираф карась

ро        рот      Рома  роза  роща  перо  урок  герой  горох  пирог  мороз 

ру        беру  руки  ручка  русый  Маруся  русский  кукуруза 

ры       рысь  рыба  рыжик  рынок  шары  топоры  комары  корыто 

2.       Счет 1-10: баранка, ворона, корова. 

№9 Звук Р

1.       Слова: Ира, Юра, Вера, Жора, работа, ракета, рассказ, муравей, барабан, парус, рука, ручей, ружьё, румяный, горы, куры, пожары, актёры, шофёры, боксёры, помидоры, самовары, рыбаки, пёрышко.

2.       Проговаривание предложений: Рома идет на урок. У Тамары карандаш. У Веры шары и у Мары шары. На рынке продают разные фрукты. С горы бежит ручей проворный. В руках у дяди Фёдора рубанок и топор.

3.       Заучивание поговорки: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

4.       Подели на слоги (с отхлопыванием): радуга, макароны, рыжик, пирамида, кукуруза, рысь.

№ 10 Звук Р

  1. Слоги: гра-гро-гру-гры,  агр-огр-угр-ыгр,  рга-рго-ргу-ргы,  арг-орг-ург-ырг.
  2. Слова: град, грамм, графин, градусник, грамота, граната, граница, игра, гром, громко, грохот, грохотать, грозный, груша, груз, грузди, грузить, разгружать, виноград, тигр, фотограф, фотография, фотографировать.
  3. Счет 1-10 – градусник, груша, грузовик.
  4. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Разгружать грузовик. Слушать, как грохочет гром. Играть на трубе.
  5. Заучивание скороговорки:

В небе гром, гроза. Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.

 

№ 11 Звук Р

  1. Припоминание слов на «Р»: а) в начале слова; б) в середине; в) в конце.
  2. Слова: рупор, температура, оркестр, размер, тротуар, барометр, трактор, разговор, квартира, храбрый, фарфор, раствор, термометр, конструктор, скороговорка, маршрут, аэродром, литература.
  3. Составление предложений со словами (см. выше), проговаривание их.
  4. Счет 1-10 – трактор, скороговорка, конструктор, оркестр, квартира.
  5. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы. Он, Она, Они): Проговаривать скороговорки. Конструировать трактор. Маршировать по дороге с оркестром.
  6. Заучивание скороговорки:    Проворонила ворона воронёнка.

 

№ 12 Звук Р

  1. Отгадай слово: .ысь,  забо.,  .ыба,  .ак,  .уки,  ша.,  .обот,  па.,  .адио,  .адуга,  .ыбак,  ша.ы, теат.,  масте.,  .акета,  ка.тон,  .убашка,  со.няк,  со.т.  .адость,  па.к.
  2. Словосочетания: трудный урок, огромный город, другая сторона, рой комаров, громадный пароход, мокрая трава, острый топор, черная смородина, крутая гора, сорная трава, старое перо, горная тропинка, серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, кружевной узор, морская рыба, ровная дорога, дровяной сарай, царский трон, ровный пробор, пёстрая рубашка, старший брат, черный грач, упругая пружина, открытая фрамуга, срочный груз, барабанная дробь, верный друг, старая дружба, круглое ядро.
  3. Счет 1-10 – морская рыба, дровяной сарай, верный друг.

№ 13 Звук Р

Перескажи текст.

Ворона и рак.

            Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.

            Хитрый рак хвалит родителей вороны: « Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»

            Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!» -  «У-гу!», - второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.

                        Тогда рак стал говорить про ворону.  «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их.» - «А-га!» - радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.                                                                                                                  (Л. Толстой)

****************************************************************************************************

№ 1 Звук РЬ

1.Слова: январь, сухарь, фонарь, дикарь, янтарь, календарь, словарь, пескарь, глухарь, пахарь, пекарь, писарь, токарь, слесарь, снегирь, богатырь, теперь, поверь, корь, Тверь, Игорь, Сибирь, якорь, горько, зорька, серьги.

2.Счет 1-10 – богатырь, снегирь, глухарь.

3.Шутка «Снегири»:

   Снегири-снегирики на дворике у двери.

   Я насыпал за порог гречку, семечки, творог.

   А когда я вышел в сад, то от них услышал:

    – Ты добрее всех ребят и резвее, Гриша.

4.Выбрать слова на звук «РЬ» из шутки.

5.Родственные слова: снегирь - …. ;  глухарь - … .

№ 2 Звук РЬ

1.Слова: три, тринадцать, тряпка, трюм, тридцать, трибуна, треска, ястреб, стрела, стрелять, стремя, дрессировать, иллюстрировать, матрешка, дряхлый, дремать, Андрюша, Андрей, крем, кресло, крик, крепкий, крякать, электричество, греть, грелка, гречка, грядка, грязь, гриб, грива, гребень, погремушка.

2.Счет 1-10 – матрешка, гриб, гребень, погремушка.

3.Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Тараторить скороговорки. Дрессировать зверей в цирке. Дремать в кресле январским вечером.

4.Заучивание скороговорки:

Как большой сидит Андрюшка на ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка – погремушка с бубенцом.

     5. Выделение и проговаривание слов со звуком «РЬ» из скороговорки.

№ 3  Звук РЬ

1.Словосочетание: горькая редька, вареный рис, речная переправа, деревянная рейка, пареная репа, кудрявый парень, утренняя зарядка, редкое решето, нарядные ребята, средний ряд, беспорядок в передней, резной терем, рюкзак туриста, жареные грибы, кривое дерево, неприступная крепость, приветственная речь.

2.Счет 1-10 – резной терем, рюкзак туриста.

3.Стихотворение Есенина «Береза», беседа по содержанию. Выделение слов со звуком «РЬ»: береза, принакрылась, серебром, горят, заря. Подбор предметов к признаку и проговаривание словосочетаний: серебряный … , серебристый … , серебряная … , серебристая … .

4.Родственные слова: береза – березонька, березовый, березовик, подберезовик, березняк.

 

№ 4 Звук РЬ

Предложения: 

         Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку. Ребята бегут по бревну. На берегу реки стоит старинная крепость. Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. Римма и Игорь рисуют березы. Арина приводит комнату в порядок. Моряк уходит в рейс. Отряд перешел речку по бревну. Боря нарезал редис. Утренняя зарядка сберегает здоровье. На берегу реки деревянная пристань. Порядок бережет время. В ведре варятся подберезовики. С лодырем поведешься – горя наберешься. Во дворе ребята играют в прятки. Марина грибы мариновала. Сережа смотрел книгу о богатырях. Соврешь – не помрешь, а вперед не поверят. Буренка ест репу и брюкву.

 

№ 5 Звук РЬ

Три сороки – три трещотки потеряли по три щетки.

Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

         Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

         У тебя ленивы руки, под столом ремень и брюки.

         На полу – рубаха, Николай – неряха.

Машет варежкой зима – чудо совершается:

Все деревья и дома в шубы наряжаются.

         Где была сегодня, киска?

         У королевы у английской.

         Что видала при дворе?

 

         Видала киску на ковре…