Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять каждый день 5-7 минут.

По 3-4 раза  каждое  упражнение.

Взрослому следить,чтобы  упражнение выполнялось в спокойном темпе, четко, правильно.

 Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

1. Лягушка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. Лягушка – хоботок.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

4. Окошко.

Ротик широко открыть,

Подержать открытым и

Вновь закрыть.

5. Лопаточка.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

 

6. Иголочка.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

 

7. Лопаточка – иголочка.

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким остриём.

 

8. Часики.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

 

9. Качели.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз!

 

10. Лошадка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад

звуков С-СЬ-З-ЗЬ.

 

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Кошка сердится (кончиком языка упереться в нижние зубы, выгнуть язык горкой. Кончик языка при этом не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается)

4. Чистим нижние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Посчитай нижние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад

звуков Ш-Ж-Щ-Ч.

 

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Чашечка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать счёт до пяти, затем до 10. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы).Повторить 3-4 раза.

4. Лошадка ( Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)

5. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от  горлышка к зубам. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Подтянуть широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)

8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот)

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад

звуков Л-ЛЬ

 

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Лопаточка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. Нижняя губа не должна напрягаться и натягиваться на нижние зубы)

4. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)

7. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

8. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние  зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

9. Посчитай верхние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

10. Поймай звук Л ( Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л).

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад

звуков Р-РЬ

 

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

3. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

4. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние  зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

5. . Посчитай верхние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

6. Лошадка (Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)

7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)

8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот).

9.  Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)

10. Дятел (Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывать.)

 Успехов вам!