Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять каждый день 5-7 минут.
По 3-4 раза каждое упражнение.
Взрослому следить,чтобы упражнение выполнялось в спокойном темпе, четко, правильно.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики.
1. Лягушка.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
2. Хоботок.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
3. Лягушка – хоботок.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
4. Окошко.
Ротик широко открыть,
Подержать открытым и
Вновь закрыть.
5. Лопаточка.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
6. Иголочка.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
7. Лопаточка – иголочка.
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким остриём.
8. Часики.
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
9. Качели.
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я всё выше поднимаюсь,
А потом – вниз!
10. Лошадка.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад
звуков С-СЬ-З-ЗЬ.
1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.
2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)
3. Кошка сердится (кончиком языка упереться в нижние зубы, выгнуть язык горкой. Кончик языка при этом не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается)
4. Чистим нижние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)
5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)
6. Посчитай нижние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад
звуков Ш-Ж-Щ-Ч.
1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.
2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)
3. Чашечка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать счёт до пяти, затем до 10. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы).Повторить 3-4 раза.
4. Лошадка ( Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)
5. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от горлышка к зубам. Нижняя челюсть при этом неподвижна)
6. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)
7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Подтянуть широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)
8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот)
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад
звуков Л-ЛЬ
1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.
2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)
3. Лопаточка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. Нижняя губа не должна напрягаться и натягиваться на нижние зубы)
4. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)
5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)
6. Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)
7. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)
8. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)
9. Посчитай верхние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)
10. Поймай звук Л ( Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л).
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад
звуков Р-РЬ
1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.
2. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)
3. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)
4. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)
5. . Посчитай верхние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)
6. Лошадка (Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)
7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)
8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот).
9. Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)
10. Дятел (Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывать.)
Успехов вам!